Краткая история ПГЛУ (до 2006 года)
У ПГЛУ богатая история, корни которой уходят в 1939 год, когда решением Народного Комиссариата просвещения РСФСР Пятигорское педагогическое училище было преобразовано в учительский институт с двухлетним сроком обучения и педагогический институт с четырехлетним. Вуз возглавил Василий Тихонович Чеканов, а его заместителем стал профессор Всеволод Александрович Васильев. На базе института были созданы факультеты русского языка и литературы, физико-математический, исторический и работало два отделения: вечернего и заочного обучения учительского института. Молодой вуз расположился в одном из лучших зданий Пятигорска - бывшем Крайисполкоме, на углу улиц Крайнего и Октябрьской, которое затем было разрушено во время войны.
В 1941 году институт получил в аренду два небольших здания: здание Дворца пионеров по проспекту Советскому, 70 (ныне Кирова, 68) и по улице Октябрьской, 38, в которых проходили учебные занятия и были размещены библиотека, лаборатория, кабинеты и административный аппарат института.
Наступил 1941 год... В течение двух лет более 107 студентов, 18 преподавателей и 18 сотрудников вуза вступили в ряды Красной Армии. За проявленный героизм в годы Великой Отечественной войны 60 сотрудников вуза награждены орденами и медалями, 400 вузовцев отмечены благодарностью крайкома ВКП(б) за ударный труд на полях Ставрополья. Главный корпус института в первый же день войны был переоборудован в госпиталь.
В октябре 1941 года директор института В.Т. Чеканов был переведен в город Ставрополь на должность секретаря Крайисполкома, заведующего Крайоно. Исполняющим обязанности директора института был назначен кандидат исторических наук, доцент Григорий Петрович Булатов, проработавший в этой должности с 26 декабря 1941 г. до момента ликвидации института в связи с фашистской оккупацией г. Пятигорска 7 августа 1942 г.
11 января 1943 г. Пятигорск был освобожден от врага, началось восстановление вуза. Были объявлены регистрация учащихся, общее собрание студентов, профессоров, преподавателей и сотрудников института. Во время оккупации варварскому разрушению подверглись лаборатории, кабинеты, институтская библиотека. Не было наглядных пособий, во многих кабинетах не хватало оборудования. Собирали все буквально по крупицам. Лекции записывались между строк книг, газет. В марте 1943 г. газеты сообщили о начале занятий в институте. Исполняющими обязанности директора института были Петр Андреевич Брюханов (с 15 января 1943 г.), Николай Никитович Филь (с 19 марта по 5 августа 1943 г.). Приказом от 7 августа 1943 г. директором назначен Рачия Григорьевич Саренц, его заместителем по научно-учебной работе - профессор Всеволод Александрович Васильев.
В апреле 1943 г. решался вопрос о приеме студентов и профессорско-преподавательского персонала Ленинградского педагогического института им. Герцена в состав ПГПИ в соответствии с распоряжением заместителя начальника управления высшей школы Наркомпроса РСФСР от 13/IV-1943. В вуз приехали профессора Михаил Никитич Куфаев, Михаил Алексеевич Яковлев, Николай Петрович Гуля, доценты Д.Н. Лабутин, О.П. Гуля.
После слияния в 1944 г. Карачаевского пединститута с ПГПИ в Пятигорск прибыла группа преподавателей: Ольга Аркадьевна Моденская-Шестакова, Василий Никандрович Пейгашев, Лидия Андреевна Сердобольская, оставившие заметный след в истории развития нашего вуза.
9 августа 1943 года был объявлен прием в аспирантуру по двум специальностям: история и литература с двумя формами обучения - очная и заочная. В числе первых аспирантов были Нина Захаровна Вартанова, Серафима Леонтьевна Ткебучава, Евгения Филипповна Розенберг (Щербакова) и др.
Были открыты новые факультеты: естественно-географический (октябрь 1943 г.) и иностранных языков (август 1944 г.) с отделениями английского, немецкого и французского языков. Фактически подготовка по иностранным языкам началась в нашем вузе в труднейшие военные годы 65 лет назад.
Таким образом, с сентября 1944 года в институте действовали следующие факультеты: физико-математический, исторический, русского языка и литературы, иностранных языков, естественно-географический.
С августа 1943-го по январь 1967 г. институт возглавлял Рачия Григорьевич Саренц. Под его руководством было восстановлено здание на углу пр. Кирова и пр. Калинина, построены актовый и спортивный залы. Ему удалось значительно расширить аудиторный фонд института, построить помещения для библиотеки, открыть и оборудовать кинозал. Были построены учебные аудитории для аспирантов и новые лаборатории, первое общежитие института по улице Калинина.
По инициативе Р.Г. Саренца в институте работал клуб интересных встреч, заседания которого проходили в актовом зале на пр. Кирова, 63. Это были встречи с известными учеными, например, с одним из создателей квантового генератора, лауреатом Нобелевской премии А.М. Прохоровым. С первых послевоенных лет стали традиционными встречи студентов, преподавателей института с видными советскими и зарубежными писателями, композиторами, космонавтами. Организовывались встречи с зарубежными общественными деятелями. Все это создавало атмосферу причастности к событиям в стране и мире, делало жизнь студентов интереснее и богаче.
В вузе шла активная спортивная, научная деятельность, получила широкое развитие художественная самодеятельность. Студенты и преподаватели были участниками различных спартакиад, туристических походов, смотров спортивных достижений на институтском, городском, краевом и всероссийском уровнях, занимали призовые места, отмечались грамотами и медалями.
Под председательством Героя Советского Союза И.В. Королькова было создано научное студенческое общество, где проводились научные конференции, издавался «Бюллетень НСО».
12 февраля 1946 г. был издан приказ о воссоздании студенческого клуба при ПГПИ и учреждении Художественного совета. Для развития художественной самодеятельности были созданы хоровой коллектив, драматический кружок, бально-танцевальная группа, концертная эстрадная бригада. Самодеятельность института была знаменита не только в городе, но и в крае. В особенности был известен академический хор, которым руководили заслуженный артист России Л.А. Яресько, а затем А.И.Чередниченко.
Студенты и преподаватели были активными участниками общественной и трудовой жизни Пятигорска. Благоустройство города, сооружение водоемов, помощь пригородным хозяйствам в уборке урожая, Праздники песни, традиционные спортивные эстафеты, торжественные демонстрации не обходились без их участия. Комсомольцы института выступили инициаторами и организаторами строительства озера и водной станции в городском парке культуры и отдыха им. Кирова в 1947-1949 гг.
С 1957 года институт перешел на пятилетнюю программу обучения. По-новому были определены и профили подготовки будущих учителей: учитель двух иностранных языков, учитель русского языка, литературы и иностранного языка. В 1958 г. созданы факультеты: немецкого и французского языков, филологический, английского языка. По решению правительства неязыковые факультеты института были переведены в другие вузы региона, в том числе в Ставрополь, а ПГПИ были переданы их языковые факультеты. В результате расформирования Ставропольского института иностранных языков его студенты (V курс) и преподаватели были переведены в Пятигорский пединститут. Среди них были: Эммануил Петрович Шубин, Анатолий Петрович Старков, Алексей Васильевич Бычков, Виктор Иванович Кокла, Петр Артемьевич Афанасьев, супруги Хаперские - Николай Сергеевич и Надежда Яковлевна и др. Физико-математический и исторический факультеты были переведены в Ставропольский пединститут.
В июне 1961 г. Пятигорский государственный педагогический институт на основании постановления Совета Министров РСФСР получил статус государственного педагогического института иностранных языков (ПГПИИЯ). В этом была большая заслуга руководителя института Рачия Григорьевича Саренца.
Требовалось быстро освоить новую методику преподавания, построенную таким образом, чтобы обеспечить отличное практическое владение студентами изучаемыми иностранными языками. С этой целью стали широко внедряться звуко-технические средства.
В 1961 году образован факультет немецкого языка. Деканом назначен канд. ист. наук, доцент Ф.И. Кривохижа. Также создан факультет французского и испанского языков, деканом которого назначена канд. филол. наук, доцент Н.Я. Хаперская. Создано отделение испанского языка, преобразованное в 1967 г. в самостоятельный факультет.
В 1967 г. после ухода из жизни Р.Г. Саренца ректором ПГПИИЯ был назначен Сергей Андреевич Чекменев, выпускник исторического факультета 1949 г. За 20 лет его ректорской работы была обновлена материальная база института, построены новые учебные и административные здания по пр. Калинина, 9, столовая, студенческие общежития № 2-4 и начато строительство пятого общежития, жилые дома для профессорско-преподавательского состава и сотрудников, созданы спортивно-оздоровительный лагерь «Дамхурц» (1967г.) и санаторий-профилакторий «Ореховая роща» (1973). Было начато строительство студенческой поликлиники и бассейна, которые в конце 1980-х гг. перешли в ведение структур г. Пятигорска.
1 июля 1980 г. в институте открыто дневное отделение «Русский как иностранный» (с английским, французским, испанским языками). Зав. отделением на общественных началах назначен доцент кафедры русского языка Л.Н.Исаев.
На базе института начали проводиться Всесоюзные и Всероссийские совещания преподавателей по вопросам теории, практики и методики преподавания общественных, филологических наук, педагогики, психологии, научной организации педагогического труда в школе и вузе. Институт стал центром Юга России по подготовке учителей иностранных языков. Здесь уже много лет работал факультет повышения квалификации, где проходили обучение преподаватели иностранных языков вузов страны.
Долгие годы гордостью института были отряды красных следопытов. Студенты факультета французского языка - члены отряда «Чоновец»- собрали материал о героях частей особого назначения. Дорогами партизанского отряда «Смерть фашизму», действовавшего на Смоленщине, прошли члены отряда «Товарищ» факультета немецкого языка. Другой отряд – «Компаньеро» (факультет испанского языка) - собрал биографии испанцев, воевавших вместе с советскими воинами против фашистов. Телевидение Германской Демократической Республики рассказало своим зрителям о находках и поисковой работе отряда института «Интерпоиск-75». Отряд «Эльбрус», созданный студентами факультета английского языка, совершил несколько экспедиций в район Центрального и Западного Кавказа. Руководил походами доцент кафедры истории КПСС Сергей Николаевич Писарев. Студенты соорудили обелиск защитникам Кавказа на одной из вершин Эльбруса. Открыли мемориальные доски в честь защитников Марухского и Аллаштрахского перевалов. В институте был объявлен конкурс на лучший проект мемориального комплекса. В свободное от учебы время студенты выходили на субботники, а заработанные деньги переводили в фонд строительства будущего памятника. Лучшим был признан проект студента факультета английского языка Гургена Курегяна, впоследствии ставшего членом Союза художников России. Открытие обелиска состоялось в 1968 году. У памятника, где в светлом луче не меркнут слова «Живущие вам бесконечно должны», всегда живые цветы. А на ограде мемориала прохожих привлекает другая надпись: «Навечно в памяти народной», отлитая из металла рабочими объединения «Пятигорсксельмаш» имени С.М. Кирова. В год двадцатилетия (1988г.) установления мемориала эти слова укрепили здесь будущие учителя из Пятигорского педагогического института.
Об интересной, нужной поисковой работе следопытов и других делах студентов часто рассказывала вузовская газета «Учитель», которая издается с 1957 г. Первым редактором ее был тогдашний аспирант, а позднее доцент института Александр Тарасович Юров (выпускник исторического факультета ПГПИ 1953 г.), а с 1966 г. газетой бессменно руководит Александр Алексеевич Мосиенко, выпускник историко-филологического факультета. На страницах газеты «Учитель», c 2006 года переименованной в «Наш Университет», поднимаются важнейшие проблемы жизнедеятельности коллектива вуза, освещается работа по военно-патриотическому и интернациональному воспитанию и др.
В институте развивалось движение студенческих отрядов. Бойцы студенческих строительных отрядов трудились на многих всесоюзных стройках в Казахстане, Тульской области, на территории родного Ставрополья. Многие бойцы ССО награждены медалями. Л.В. Голиков (одного из первых целинников) – ныне доцент кафедры физической культуры и спорта, дважды был удостоен медали "За освоение целины". Каждый год студенты принимали участие в сельскохозяйственных работах.
В 1972-1973 гг. студенты участвовали в строительстве различных объектов города Пятигорска, в том числе Дома Советов (ныне здание администрации города), гостиницы «Бештау», транспортного тоннеля на перекрестке проспектов Кирова и Калинина. В течение 20-ти лет студенты третьих курсов регулярно выезжали в пятидневный инструктивный лагерь. Он играл важную роль в системе подготовки студентов пединститута к воспитательной работе с детьми в школе в учебное и летнее время. Здесь «проигрывались» педагогические ситуации из жизни детского оздоровительного лагеря, что способствовало быстрой адаптации к работе с детьми в новых условиях.
В январе 1979 года за высокие показатели в социалистическом соревновании институту было вручено переходящее Красное Знамя Министерства Просвещения РСФСР и ЦК профсоюзов.
Из года в год рос научный потенциал института, повышался его авторитет в научном мире. Свидетельство тому - утверждение ВАК при Совете Министров СССР в ноябре 1984 г. специализированного совета при ПГПИЯ по защите кандидатских диссертаций по филологическим наукам. В его первом составе работали восемь докторов наук и пять доцентов, ученых ПГПИЯ и других вузов Северо-Кавказского региона.
В декабре 1986 г. ректором ПГПИИЯ был назначен кандидат филологических наук, доцент Алексей Иванович Ещенко, выпускник факультета испанского языка. При нем в 1989 г. было достроено общежитие №5. До января 2002 г. он также возглавлял Центр лингвистических исследований университета, в настоящее время работает профессором в ПГЛУ.
На базе вуза в октябре 1987 года прошло выездное заседание Научного Совета по проблемам пионерской и комсомольской работы НИИ общих проблем воспитания АПН СССР. В работе участвовали ученые НИИ, кандидаты педагогических наук Б.З. Вульфов, М.Б. Коваль, Г.М. Иващенко, представители вузов городов Киров и Челябинск, Украины, Молдавии, руководители городской пионерской организации, члены кафедры педагогики ПГПИИЯ. На одной из секций присутствовали студенты института, старшие вожатые города и члены городской дружины «Пламя» во главе с Евгением Филипповым, выпускником факультета французского языка.
В 1989 году факультет английского языка был разделен на два: факультет английского и немецкого языков и факультет английского языка.
13 ноября 1990 г. в институте были проведены первые в его истории выборы ректора. В результате тайного голосования ректором института был избран доктор экономических наук, выпускник МГУ им. Ломоносова, профессор Юрий Степанович Давыдов. Ученый совет института поддержал его предложение о переходе к новым профессионально-образовательным программам. Они обеспечивали более глубокую фундаментальную подготовку выпускников, дающую им возможность широкого выбора профессиональной деятельности в будущем. В 1992 году в соответствии с приказом Министерства просвещения РФ «О многоуровневой структуре педагогического образования» институт был включен в число 12 вузов России, проводящих эксперименты по переходу на многоступенчатую структуру высшего образования. Это был переход на университетские программы. Институт одним из первых в России начал подготовку по программам бакалавриата и магистратуры в лингвистике.
Качественные изменения в работе института позволили Министерству просвещения РФ в 1995 году образовать ПГПИИЯ в Лингвистический Университет. Это привело в соответствие юридический статус вуза с теми профессионально-образовательными программами, которые осуществлялись в институте с 1992 года.
Все более значимой в многогранной деятельности университета становилась научная работа. Университет с 1990-х годов приобрел признание в качестве крупного гуманитарного центра. В вузе сложился ряд научных направлений и школ. Среди них в те годы: экспериментальная фонетика английского языка, типология языков, герменевтика, интегративная антропология, когнитивная методика преподавания иностранных языков и др. Направления возглавляли видные ученые вуза. Научно-педагогическая работа стала освещаться в ежеквартальном журнале «Вестник ПГЛУ», который выходит с 1996 года.
В связи с переходом вуза в 1992 г. на многоуровневую подготовку специалистов основным направлением подготовки стало «Лингвистика и межкультурная коммуникация». В ПГЛУ в 1990-е гг. открыты новые квалификации, кроме учительских и преподавательских: переводчик двух иностранных языков, менеджер в системе государственного и муниципального управления, менеджер организации. В 1996 г. был осуществлен первый выпуск бакалавров лингвистики, в 1999 г. - первый выпуск магистрантов факультета французского языка, а в 2000 г. - факультета английского и немецкого языков.
Знаменательным стал и тот факт, что ряд ученых университета были избраны академиками и членами-корреспондентами различных общественных научных академий.
20 апреля 2000 г. ректор ПГЛУ Ю.С. Давыдов был избран членом корреспондентом Государственной академии наук «Российской академии образования», а 23 апреля 2004 г. был избран ее действительным членом (академиком).
К уже имеющемуся диссертационному Совету по специальностям «Германские языки» и «Сравнительное языкознание» прибавился специализированный Совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности «Общая педагогика», а в начале 2000-х гг. и по специальности «Теория воспитания».
В период с 1990-х годов в ПГЛУ проводились региональные и Всероссийские конференции по герменевтике, русской философии, лексикологии и учебной лексикографии, прагмалингвистике, методике преподавания иностранных языков в школе и вузе, практической психологии, экономическим дисциплинам, педагогике, культурологии, лингвистике текста, переводу и т.п.
В 1995-1996 гг. по инициативе ученых университета начала осуществляться широкомасштабная комплексная научно-исследовательская, гуманитарная и просветительская программа «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (разработчики – проректоры профессора Николай Васильевич Барышников и Владимир Васильевич Лазарев). Координатором программы стал ректор, а сейчас президент университета Юрий Степанович Давыдов. Организационнуюработу по программе с 2006 года возглавляет ректор ПГЛУ, профессор А.П. Горбунов. В 1996, 1998, 2001, 2004 и 2007 гг. были проведены I, II, III, IV и V одноименные международные конгрессы с изданием целой серии научных трудов. Они привлекают большое число участников со всего Северного Кавказа, из крупных вузовских центров Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, а также из зарубежья (Великобритания, Франция, Германия, Испания, Польша, Финляндия, Голландия и другие страны). На базе университета состоялись выездные сессии Академии педагогических и социальных наук, которая учредила северокавказское отделение АПСН, годичное собрание УОО РАО и южно-российские психолого-педагогические чтения, заседание Головного совета по философии РФ и др.
С 1960-х годов в вузе существует практика международного сотрудничества и подготовки специалистов для зарубежных стран. Студенты ПГПИЯ проходят языковую практику в зарубежных странах. Лучшие студенты демонстрировали высокий уровень профессиональной лингвистической подготовки, выезжая за рубеж в качестве переводчиков по линии Государственного комитета по внешним экономическим связям в различные страны мира: Куба, Египет, Йемен, Вьетнам, Индия, Мозамбик, Никарагуа, Алжир и другие. В 1968 г. был открыт деканат по работе с иностранными учащимися. Обучение велось по четырем формам: специальность «Иностранный и русский языки», научная стажировка, аспирантура, краткосрочные курсы. Первыми студентами этого отделения стали граждане Вьетнама. В последующие годы на факультете обучалось свыше 400 человек из 50 стран мира: Вьетнама, Кубы, Никарагуа, Мексики, Перу, Алжира, Того, Эфиопии, Лаоса, Сирии и других государств. Всего за годы существования факультета здесь было подготовлено около 1500 специалистов для 61 страны мира: Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Выпускники факультета работают в различных университетах, ведомствах, научных и культурных центрах, в государственных учреждениях многих стран.
С 1983 г. в вузе была введена должность проректора по международным связям. Международная жизнь университета уже не ограничивалась работой факультета иностранных учащихся.
В 1990-е гг. расширение наряду с обучением иностранных граждан сфер международного сотрудничества университета, установление прямых партнерских контактов с зарубежными вузами-партнерами обусловили реструктуризацию системы координации этой сферы деятельности - в 1993 г. создается Управление международных связей, которое до 1998 года возглавлял доцент В.П. Ермаков, назначенный затем деканом факультета государственного и муниципального управления.
В 1998 году состав сотрудников УМС меняется - работу управления возглавляет Е.Н. Пронченко. В связи с расширением контактов и взаимодействия ПГЛУ с международными образовательными организациями и фондами вводится должность директора международных программ, которую занимает В.Е. Мишин, опытный специалист в области международных связей. В этом контексте в 2007 году подразделение преобразуется в Управление международных связей и образовательных программ, активно включившись в практическую реализацию вопросов международной академической мобильности студентов и преподавателей университета.
Наряду с многовекторной деятельностью УМСиОП по осуществлению академического сотрудничества с зарубежными партнерами, число которых постоянно растет, новый импульс получили традиции подготовки специалистов из числа иностранных граждан, в том числе в рамках национальной программы «Русский язык». В последние годы подготовку в ПГЛУ прошли или еще продолжают обучение студенты, стажеры и аспиранты из ФРГ, Австрии, Франции, США, Южной Кореи, Ливана, Афганистана, Пакистана, Израиля, Судана, Бельгии, Польши, Словакии, Ирана, Мексики, Греции, других стран ряда государств СНГ.
Невозможно представить культурную жизнь, как университета, так и города Пятигорска без творческого вклада иностранных студентов ПГЛУ. Фестивали национальных языков и культур, конкурсы национального костюма, национальной кухни стран и народов мира, совместное празднование Нового года - все это способствует укреплению взаимопонимания и дружественных отношений между российскими и зарубежными студентами, формированию в вузе Культуры Мира.
В 1994 г. был создан Центр компьютерных технологий под руководством Татьяны Петровны Сарана. В 1990 г. в университете были только ЭВМ «Ямаха», в 1991 г. появились два первых IBM совместимых компьютера, а в 1999 г. их количество достигло уже 140, было создано 5 компьютерных классов, два из которых подключены к сети Интернет. Новым этапом в компьютеризации учебного процесса и развитии издательской деятельности явилось преобразование ЦКТ в Центр информационных и образовательных технологий. В настоящее время во всех подразделениях университета установлены компьютеры, копировальная техника. В распоряжении студентов и преподавателей современные лингафонные кабинеты, фонозал. Имеется возможность записывать из телеэфира программы, транслирующиеся на 80-ти каналах на 30-ти языках, с использованием спутниковой антенны. Постоянно обновляются аудио- и видеофонды с учебными программами, текстами, фильмами. Важным направлением работы ЦИиОТ также является компьютеризация административно-хозяйственной деятельности, совершенствование бухгалтерского учета и контроля, компьютерное обеспечение работы библиотеки университета. С 2007 года ЦИиОТ возглавляет Александр Иванович Сарана.
Наряду с учебной, учебно-методической и научно-исследовательской работой в университете проводится работа по формированию социальных компетенций, гражданскому воспитанию, подготовке выпускников к трудоустройству и будущей карьере, которую возглавляют проректор, кандидат педагогических наук, доцент Эльвира Дмитриевна Кондракова. Разработана и принята Концепция системы воспитательной работы, которая обобщила предыдущий опыт осуществления воспитательной работы в вузе, определила ее цели, задачи и составные части. На Всероссийском конкурсе 2001 года концепция вошла в число лучших и получила Диплом Минобразования РФ. Важным направлением воспитательной работы является благотворительность. Уже много лет уделяется большое внимание движению «Милосердие». Особую привлекательность обретает организация разнообразных клубов по интересам как главных форм студенческого досуга. Важными событиями в жизни вуза стали открытие Музея истории вуза (2001 г.) и возрождение студенческого клуба Университета - органа, который способен объединить творческих, одаренных студентов, руководить, инициировать и поощрять художественную самодеятельность не только на общеуниверситетском, но и на факультетском уровне, дать возможность более полного развития способностей студентов. Руководит клубом Елена Владимировна Токаренко. Большое внимание уделяется вовлечению студентов и преподавателей в различные виды внеучебной деятельности физкультурно-спортивного направления. 18 мая 2001 года состоялась презентация Службы психологической помощи. В рамках ее работы проводятся консультации, индивидуальные беседы, осуществляются тестирования студентов, оказывается психологическая помощь и поддержка тем, кто в этом нуждается, разработана и реализована тренинговая программа «Профилактика стресса и снижение тревожности на экзаменах».
Библиотека вуза ведет свою историю с 1939 года. Со дня основания института в библиотеке работало 3 человека, а книжный фонд насчитывал 43670 экземпляров. За время немецко-фашистской оккупации Пятигорска библиотека была полностью уничтожена. После освобождения города она создана заново: студенты, преподаватели, сотрудники института отдавали в дар свои личные книги. В настоящее время библиотека ПГЛУ является одной из крупнейших на Северном Кавказе. Ее уникальный по составу фонд сформирован в соответствии с профилем вуза - это в основном книги на русском и иностранных языках: английском, немецком, французском и испанском. Учебно-методическая, научная, справочная, художественная литература призваны оказывать неоценимую помощь студентам в освоении иностранных языков и овладении навыками будущей профессии. Аспиранты и научные сотрудники пользуются фондом при создании монографий и диссертаций, преподаватели - в обучающем процессе. Коллектив библиотеки сумел сохранить все то ценное, что было собрано за годы существования вуза. На сегодняшний день библиотека насчитывает свыше 730 тысяч единиц печатных изданий.
Особое место в работе университета начиная с 1990-х гг. занимает Институт дополнительных образовательных программ и довузовской подготовки, выросший из факультета дополнительных профессий. Директор ИДОПа - доктор филологических наук, профессор Лариса Ивановна Ермакова. Многообразие современных образовательных технологий, вариативность программ, творческая свобода преподавателей, видение перспектив - все это позволяет достичь главной цели: высокое качество обучения через использование новых образовательных технологий на основе имеющегося опыта для достижения главного результата – развития творческого потенциала личности, полной реализации ее возможностей в сфере образования.
20 мая 1994 г. Ученый совет вуза принял решение о создании отделения в г. Ставрополе. Заведующим отделением стал директор средней школы №1 г. Ставрополя А.И. Онищенко, выпускник факультета испанского языка 1979 года. В соответствии с приказом от 8 декабря 1997 г. отделение было преобразовано в филиал ПГЛУ, с 1 сентября 1998 г. филиал начал полноценную деятельность. Его директором был назначен кандидат экономических наук А.Ю. Давыдов.
В соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации № 563 от 22 декабря 1997 г. начал функционировать филиал ПГЛУ в г. Новороссийске. Его директором была назначена Н.П. Бугаенко.
В целях координации работы по профессиональной ориентации, довузовской подготовке, удовлетворению образовательных потребностей учащейся молодежи КЧР, 28 января 2002 г. образован филиал ПГЛУ в Карачаево-Черкесской республике в г. Учкекен с 15.01.2002 г. Директором филиала назначен Мухтар Добаевич Каракотов.
В 2004 году по заключению Международной академии качества и маркетинга ПГЛУ вошел в число 100 лучших вузов Российской Федерации и получил почетную награду - Золотую медаль «Европейское качество». В 2005 году университет был награжден Почетной грамотой Государственной Думы России.
В декабре 2005 года академик РАО Юрий Степанович Давыдов, 15 лет проработавший на должности ректора, был избран Ученым Советом президентом университета. Ректором университета был утвержден единогласно избранный на эту должность тайным голосованием на конференции научно-педагогических и иных категорий работников и обучающихся университета профессор Александр Павлович Горбунов. Работает в должности ректора с 28 декабря 2005 года.
По его инициативе начался переход от традиционного университета к креативному инновационному университету, реализуется концепция университета как модели поликультурного гражданского общества и профессионального сообщества, осуществляется дальнейшее развитие ПГЛУ как центра многоцветья языков и культур, как «университета, открывающего мир».
Пятигорский государственный лингвистический университет имеет славное прошлое и еще более перспективное будущее. Залог тому - научно-педагогические кадры вуза, которые обеспечивают связь поколений и осуществляют подготовку будущих профессионалов XXI века.
Похожие учебные заведения
Проблема с подбором?
Мы проконсультируем, какие формат и направления
вам подходят, подскажем полезные курсы
Свяжитесь с нами
Данное учебное заведение представлено в следующих разделах: